Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Это как IKEA, но для мероприятий

08.08.2016

Основатель компании QBIK, которая занимается производством и строит бизнес на аренде модульных деревянных конструкций для фестивальных площадок, рассказал о своем бизнесе и планах по развитию франшизной сети.

За 27 лет жизни основатель компании QBIK Михаил Семёнов успел поработать уборщиком на заводе, закончить экономфак МГУ, поработать в event-агентствах и получить степень MBA в Международной бизнес-школе Йенчепинга, Швеция. Родина IKEA подарила ему не только диплом, но и опыт организации массовых мероприятий: «Шведы ценят функциональность, а бережливость возведена у них в ранг национального культа. После одного фестиваля я заметил, как рабочие аккуратно разбирают деревянные торговые павильоны. Я удивился: в России их бы выкинули или сломали. Да и обычно у нас использовались тенты или разномастные металлические постройки. Мне понравилась эта идея, и я начал думать, как реализовать ее у нас», — вспоминает Михаил.

Вернувшись, он начал собирать команду — нашел знакомых архитекторов и проектировщиков. Проверил сбережения: на счетах было не больше 300 тысяч. Рискнув, в 2014 году он открыл компанию — QBIK. В короткие сроки разработали первый продукт: торговый павильон 2х2 метра.

В это же время формируется философия компании, которая держится на двух идеях: это модульность и экологичность. Благодаря принципу модульности, павильоны (или «кьюбики») легко комбинируются друг с другом, и строительство маркета на фестивале оказывается не сложнее игры в LEGO. Экологичность предполагает сотрудничество с ответственными производителями пиломатериалов. На фабрики поступает только древесина из легальных вырубок, которые организовываются по закону в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Дополнительно, чтобы сократить издержки, мы открыли собственный R&D-отдел. Благодаря его разработкам мы научились выпускать полностью унифицированные и взаимозаменяемые компоненты. Именно это позволило нам развиваться дальше.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK

В R&D-отдел вошли архитектор, дизайнер и начальник производства. Они разработали единый регламент для изготовления и проектирования новых продуктов. За основу был взят принцип максимальной экономии сырья: «В отходы идет не больше 5% древесины. И то условно — мы приспосабливаем их под более мелкие декоративные элементы. — делится секретом Михаил. — Раньше из одной плиты мы могли сделать только пол, но после введения стандартов разметки, теперь из нее можно сделать и пол, и стол. Изготовление столбов раньше требовало целого бруса. Сейчас остается материал и на ножку стола». 

Когда все детали конструкции легко сочетаются и взаимозаменяются — это позволяет быстрее придумывать новые продукты и адаптировать к потребностям рынка уже существующие. 

У нас за плечами около 200 мероприятий. Первоначально наши павильоны были пусть и красивой, но деревянной коробкой. Удобной, но не функциональной. Тогда мы поставили себе цель — сделать так, чтобы каждый сантиметр пространства приносил пользу. Мы увидели массу возможностей для улучшения продукта.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK

«Кьюбики» развивались с учетом потребностей всех сторон — по модели win-win. С одной стороны продумывалась выгода для организатора фестиваля — легкость монтажа, невысокая стоимость и привлекательный внешний вид. С другой — для торговцев, которым важно внутреннее удобство, возможность красиво презентовать товар и скрыть от глаз излишки. И одновременно для посетителей фестиваля, которым важна эстетика пространства.

«Фактически у нас контент продавца идеально вписывается в дизайнерское решение стенда, а сам стенд — в окружающее его пространство. В итоге людям становится приятно совершать покупки. Это совершенно иной уровень культуры обслуживания», — размышляет Михаил.

Постепенно ассортимент компании увеличивался и Михаил принял решения о его систематизации. Так родилась концепция фестивального города. Она предполагает зонирование пространства и использование таких предметов, которые идеально вписываются в свою зону с точки зрения эстетического оформления и функциональности.

«Всего таких зон у нас четыре: это зона активности, зона покоя, детская и торговая зона. В зависимости от мероприятия они наполняются разными компонентами. Если это музыкальный фестиваль, то в зоне активности у нас будет сцена, конструкция для маскировки оборудования и генераторов. При этом все это будет выглядеть гармонично и однородно: в единой стилистике. Это как IKEA, но для event-индустрии», — рассуждает Михаил.

Сегодня в компании работает 18 человек. В 2016 году QBIK планирует выйти на оборот в 40 миллионов рублей: «В 2014 году наш оборот был всего 5 миллионов, в 2015 — уже 20. Сейчас же мы хотим вырасти в два раза по сравнению с прошлым годом и в восемь раз — по сравнению с позапрошлым. Учитывая статистику за первые два квартала — это реально», — уверен Михаил. 

Одной из возможностей добиться поставленной цели может стать сеть франшиз. С момента основания компания получила более 20 предложений от желающих присоединиться к проекту в регионах. Однако всем потенциальным франчайзи решили отказать: у команды не было достаточно опыта, ресурсов, и самое главное — эффективной бизнес-модели. Но сейчас, уверен Михаил, настала пора задуматься о расширении.

Мы сейчас работаем над франшизным предложением. Хотим, чтобы оно тоже было «модульным», в духе нашей компании, чтобы каждый франчайзи смог выбрать тот пакет сотрудничества, который будет идеально отвечать его потребностям и условиям его региона.

— Михаил Семёнов, основатель компании QBIK 

Паушальный взнос для стандартного пакета франшизы составляет 1 миллион рублей. За эти деньги он получает стартовый набор конструкций, который затем сдает в аренду организаторам фестивалей. Помимо этого предложение включает возможность работать под брендом, брендбук, наставничество, обучение, а так же помощь в организации первого мероприятия.

Полный выход на самоокупаемость, по подсчетам маркетологов компании, происходит через полгода: «По каждому региону нужно считать отдельно, с учетом местных цен. Я могу сказать про Москву. Здесь каждый фестиваль приносит от ста до трехсот тысяч рублей. Даже если каждые выходные проводится только одно мероприятие — мы уже получаем 1,2 миллиона. Расходы составляют около ста тысяч», — уверяет Михаил.

Сейчас единственной проблемой компании остается конкуренция на грани фола. Фактически QBIK создал рынок дизайнерских фестивальных конструкций. Собственный исследовательский отдел требует мощной финансовой поддержки. Однако регулярно появляются другие компании, которые копируют их модели.

«Понятно, что им это обходится гораздо дешевле: им ничего не нужно изобретать или придумывать, все уже сделано за них, — сетует Михаил — Однако качество явно не на их стороне: у нас есть "кьюбик", который уже два года выставляется на разных мероприятиях, а выглядит как новый. А их формы теряют товарный вид уже через несколько месяцев. Правильно говорят — скупой платит дважды».

На следующий год QBIK поставил перед собой три цели: «Мы планируем обслуживать до 80% фестивалей Москвы в качестве технического подрядчика — это раз. Во-вторых вплотную займемся развитием франшизной сети. И в-третьих — начнем развивать наше новое направление — организацию фестивалей "под ключ". У нас сейчас есть тысяча и одна идея, и я жалею только о том, что в сутках всего 24 часа».

Источник.